Государство — СРО — ВУЗ — Строительные компании

Доклад Ректора Ткачева И.Г. в рамках Всероссийского совещания-семинара заведующих экономическими и управленческими кафедрами на тему: «Интегративный подход к реализации новых образовательных стандартов в области производственного менеджмента»

В условиях нового концептуального подхода к отраслевому регулированию, а именно перехода от лицензионного контроля государства к механизмам саморегулирования, вопрос реализации новых образовательных стандартов становится особенно актуальным.

Прежде всего, хотелось бы остановиться на том, почему именно саморегулируемые организации предлагаются нами, как базовый механизм реализации задач повышения профессионального образовательного уровня специалистов.

Институт саморегулирования в России сформирован сравнительно недавно. Введенная взамен лицензирования модель саморегулирования по сути своей состоит в передаче государством функций по установлению норм и правил поведения в определенной сфере профессиональной деятельности особому субъекту — саморегулируемой организации.

В настоящее время саморегулирование уже охватывает значительную область отраслей производства работ и оказания услуг в Российской Федерации: это и изыскания, проектирование, строительство, аудиторские услуги, оценочная деятельность, вопросы пожарной безопасности, энергоаудит.

При этом введение саморегулирования не означает, что государство отказывается как от своего конституционного полномочия по установлению правовых основ единого рынка и от влияния на содержание норм, критериев и требований, определяемых саморегулируемыми организациями. Перераспределение полномочий происходит под контролем государства и с его санкции. В то же время государством дана возможность профессиональным участникам отрасли самим регулировать свою деятельность, расширяя при этом границы ответственности за действия представителей объединенного отраслевого сообщества. Механизм саморегулирования в итоге сам диктует необходимость обеспечения качества выполняемых работ и оказания услуг, недопущение причинения вреда и повышение профессионального уровня работников отрасли. Руководитель предприятия несет ответственность за специалистов, которые трудятся на его объекте. Саморегулируемая организация, в свою очередь, отвечает за негативные последствия выполняемых работ или оказываемых услуг своими членами, в объемах обязательств, установленных российским законодательством.

Институт Современного Строительства, как профессионально ориентированная на строительный сектор образовательная организация, предлагает свою концепцию организации взаимодействия между ВУЗом, государственными органами и строительными компаниями с участием саморегулируемых организаций на примере строительной отрасли.

Саморегулируемые организации в строительстве выстраивают правила игры для всех компаний – участников отраслевого рынка, независимо от объемов производства. При этом бесспорным является тот факт, что компания, определяя вид деятельности, которым она будет заниматься, должна адекватно оценить свой потенциал. Решению этой задачи способствуют саморегулируемые организации, побуждая любую строительную компанию заранее задуматься, какие виды строительной деятельности она может обеспечить и подтвердить наличием соответствующих профессиональных кадров. Так, законодатель определил, что выполнять определенные виды работ компания вправе при наличии соответствующего допуска, выдаваемого саморегулируемой организацией, для получения которого необходимо соответствие компании ряду критериев и требований, в том числе и по наличию определенного количества специалистов, обладающих необходимым образованием и квалификацией.

К примеру, при проведении строительных работ: не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников — среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование.

С учетом упомянутых требований, минимально установленных законодательством, в настоящее время строительная отрасль испытывает серьезные трудности с обеспечением квалифицированными специалистами во всех профессиональных группах.

Дефицит кадров обусловлен рядом причин: снижением качества специального профессионального образования, а также недостаточной, на наш взгляд, организацией сотрудничества учебных заведений и строительных организаций, направленного на развитие именно тех профессий, в которых сегодня нуждается строительный рынок.  Система образования не всегда отвечает реальным потребностям отрасли, которая динамично развивается, используя новейшие технологии и разработки отечественного производства и зарубежный строительный опыт.

Исходя из этого, следует вывод, что потребность в кадрах с высшим профессиональным образованием у членов СРО возрастает. Причем, в обязанности саморегулируемой организации входит контроль наличия не только базового профильного образования, но и регулярное повышение квалификации работников членов СРО, а также, с принятием изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, вопросы квалификационной аттестации специалистов, т.е. по сути, проверка имеющихся знаний аттестационными комиссиями саморегулируемой организации.

Еще одна причина дефицита кадров – отсечение работодателями при определении требований к соискателям трех значительных по численности категорий: выпускников учебных заведений, молодых специалистов со стажем работы до 3-5 лет и работников предпенсионного возраста от 50 и старше. Ни одна из этих категорий сегодня не устроит работодателя, ориентированного на краткосрочный рост производства. Никто не хочет вкладывать средства в накопление профессионального опыта молодого специалиста, брать на себя определенные риски, восстанавливать институт наставничества и материально стимулировать работников, передающих свой богатый практический опыт молодежи.

Оборотной частью медали является недостаточная осведомленность учебных заведений об актуальных потребностях отрасли в части профессиональной подготовки кадров.

Таким образом, необходима связка, своего рода рабочая площадка для взаимодействия между ключевыми участниками процесса, каковой, в настоящее время и являются саморегулируемые организации. Это место общения всех представителей отрасли и смежных профессий, где собирается и анализируется информация о нововведениях, проблемах, успехах и потребностях всех игроков сферы.  Соответственно, одна из основных задач саморегулируемых организаций – быть не только местом сосредоточения, но и источником самой актуальной информации,  что помогает всем участникам находить общий язык, разрабатывать, совершенствовать и внедрять новые правила и стандарты.

Для ВУЗа саморегулируемые организации – это синтез новых потребностей и течений, отражение реалий строительного рынка.  Саморегулируемые организации помогают ВУЗам актуализировать и совершенствовать учебные программы в соответствии с потребностями рынка и требованиями действующего законодательства, практически являясь проводником в строительный мир.

Одна из задач  ВУЗа и залог успешной преподавательской деятельности – мониторинг  изменений строительных технологий, стандартов и правил, изучение опыта иностранных коллег, их достижений и инноваций, для того чтобы иметь возможность всесторонне познакомить студента с будущей сферой деятельности,  передать ему  знания  и опыт как отечественных специалистов, так и западных.

Квалифицированный специалист должен знать строительные стандарты разных стран и понимать их различия, преимущества и недостатки, уметь сформировать своё мнение относительно целесообразности применения стандартов той или иной страны на отечественном рынке.

Именно такой подход к образованию позволит отечественному строительному рынку достаточно успешно, учитывая все его особенности,  интегрировать западные стандарты и технологии, а кроме того,  следить за новыми передовыми технологиями в строительной сфере и с помощью тех же инструментов, что при внедрении стандартов, встраивать современные строительные технологии в текущий производственный процесс.

В этой связи хочется отметить положительный опыт Национального объединения строителей, при котором создан профильный Комитет по профессиональному образованию, решающий задачи развития и усовершенствования системы подготовки профессиональных кадров.

Реализуя задачи и функции ведущего информационного центра, обеспечивающего сбор и распространение информации о деятельности саморегулируемых организаций и субъектов строительной деятельности, НОСТРОЙ сформировал Реестр сведений об образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного профессионального образования, в том числе, с целью информационного содействия  со стороны НОСТРОя саморегулируемым организациям строительства  в  организации  профессионального обучения.

Благодаря созданным при Национальном объединении строителей профильным комитетам, строительные компании, являясь членами саморегулируемых организаций, водящих в НОСТРОЙ, получили возможность участвовать в разработке государственной политики, готовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные документы, регулирующие строительную отрасль. В рамках участия Национального объединения в формировании предложений по вопросам государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, проводится постоянная работа по выработке предложений по обновлению и разработке требований и стандартов, касающихся, в том числе вопросов профессионального образования и качества производственного менеджмента.

Именно такая модель взаимодействия, которую принял НОСТРОЙ, может быть адаптирована на местах, в регионах.

Таким образом могут быть решены задачи повышения уровня профессионального образования и определения новых критериев и стандартов с учетом специфики конкретно взятого субъекта Российской Федерации. Саморегулируемые организации, создавая в своей структуре органы, отвечающие за отраслевое профессиональное образование, могут регулярно проводить анализ потребностей компаний – своих членов в уровне и специфике подготовки специалистов, и направлять предложения по актуализации образовательных программ, а также разработке новых узконаправленных тем к обучению. В том числе, во взаимодействии с ВУЗом могут быть разработаны актуальные семинары и краткосрочные курсы, разъясняющие конкретные вопросы профессиональной деятельности, с привлечением в качестве практикующих специалистов сотрудников крупных предприятий – ведущих представителей отрасли.

В рамках сотрудничества возможно общение в форме «круглых столов», форумов, совместных совещаний и конференций, резолюции и декларации которых могут быть положены в основу обращений в отраслевые Национальные объединения и государственные органы по вопросам усовершенствования действующих образовательных стандартов и разработки новых, соответствующих реалиям производственного процесса.

Следующим немаловажным этапом взаимодействия между СРО и учебным заведением мы считаем организацию производственной практики. Для подготовки квалифицированных специалистов нужна не только серьезная материально-техническая база, но и возможность практикума под контролем ведущих специалистов отрасли. Сегодня этому вопросу уделяется недостаточное внимание, сказываются и позиция ВУЗов, и отношение студентов, и нежелание организаций брать на себя ответственность за студентов, которые являются потенциальными сотрудниками организации. Использование предлагаемой нами модели взаимодействия между саморегулируемыми организациями и организациями высшего и дополнительного профессионального образования позволит решить и эту задачу через механизмы организации производственной практики непосредственно на предприятиях отрасли – членах саморегулируемых организаций. Немаловажным стимулом в данной ситуации может являться система каких-либо поощрений со стороны саморегулируемой организации для своих членов, которые активно развивают привлечение студентов на производственную практику.

Что касается деятельности нашего Института в рамках начала реализации предложенной концепции, то в настоящее время активно ведется работа по организации взаимодействия с саморегулируемыми организациями строительного комплекса Санкт-Петербурга и регионов.

Нами заключены соглашения о сотрудничестве с крупнейшими саморегулируемыми организациями Санкт-Петербурга, объединяющими в настоящее время более 3000 строительных компаний, составляющих основу строительного рынка Северо-Запада России.

В соответствии с заключенными соглашениями:

— осуществляется мониторинг потребностей членов саморегулируемой организации в области образовательных услуг,

— проводится экспертиза учебных программ, пособий, комплексов на предмет их соответствия нормам действующего градостроительного законодательства и потребностям членов саморегулируемой организации,

— разработанные программы обучения представляются на рассмотрение и согласование в саморегулируемые организации, с участием в этом процессе представителей крупных компаний – участников строительного рынка, что позволяет своевременно актуализировать содержание образовательных программ, согласовывая его с динамично развивающимися потребностями отрасли,

— организуются тематические семинары и краткосрочные курсы по актуальным темам, предложенным саморегулируемыми организациями.

Таким образом, решается одна из задач саморегулируемой организации – повышение качества профессионального обучения работников ее членов.

В целом можно отметить, что данная концепция взаимодействия может быть применима не только в строительной отрасли, но и в любой иной отрасли производства и услуг, т.к. процесс саморегулирования охватил уже достаточно широкий профессионально-отраслевой сегмент рынка хозяйствующих субъектов Российской Федерации.

В целях повышения качества профессионального образования использование института саморегулирования может стать одним из эффективных механизмов решения задачи актуализации и реализация новых образовательных стандартов.