Стратегический менеджмент

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 

«Стратегический менеджмент»

 
  1. Цель реализации программы
Цель: формирование у слушателей теоретических знаний и практических навыков в области стратегического управления, для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
  • освоение теоретических и методологических основ стратегического менеджмента;
  • формирование практических навыков использования методологии современного стратегического менеджмента;
  • расширение знаний и навыков принятия стратегических решений, критического мышления, основанных на современных математических методах и научных подходах к управлению в условиях неполноты информации и постоянных изменений внешней среды;
  • формирование навыков, позволяющих эффективно взаимодействовать с заинтересованными сторонами, разрабатывать стратегию и находить альтернативные варианты в условиях неопределенности;
  • совершенствование опыта управленческой деятельности на основе классических моделей и инструментов стратегического управления применительно к различным условиям деятельности организации;
  • развитие творческого отношения к мировому опыту стратегического менеджмента и умение использовать его в современных условиях с учетом российского менталитета.
  1. Требования к результатам обучения
Планируемые/ Проектируемые результаты обучения В результате освоения программы слушатель должен приобрести знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций: Знать:
  • современные концепции стратегического менеджмента сложными системами;
  • методологические основы стратегического менеджмента;
  • современный аналитический инструментарий поддержки принятия стратегических решений;
  • применимость и ограничения в использовании различных инструментов и методик анализа;
  • моделирование и технологии стратегического планирования и управления;
  • сущность стратегических процессов в организациях различных сфер;
Уметь:
  • выбирать адекватные стратегическим задачам методы управления;
  • эффективно применять современный аналитический инструментарий;
  • идентифицировать и организовывать эффективное использование доступных ресурсов и информации;
  • выявлять граничные условия применения стратегических решений;
  • осуществлять анализ внешней и внутренней среды системы;
  • работать в команде и организовывать командную работу в стратегическом проекте;
  • формировать системы стратегических альтернатив и организационной поддержки, позволяющих достигать стоящих перед организацией целей в условиях турбулентных изменений;
  • определять потенциалы развития и ключевые зависимости рассматриваемой системы;
  • формулировать обоснованные стратегии по результатам стратегического анализа;
  • применять методы стратегического, конкурентного и портфельного анализа
  1. Содержание программы
3.1 Учебный план программы повышения квалификации   «Стратегический менеджмент»   Категория слушателей – слушатели со средним профессиональным образованием, высшим образованием (бакалавр, специалист, магистр), область профессиональной деятельности - подготовка обоснования и разработка мероприятий в рамках стратегического управления организацией, а также иные слушатели с высшим или средним профессиональным образованием в сфере управления организацией. Срок обучения – 72 академических часа.   Форма обучения – заочно, дистанционно.  
п/п Модули Лекция/ вебинар (ак.ч.)   Практич. занятие/ вебинар(ак.ч.) Самостоятельная работа (ак.ч.) Всего (ак.ч.)
Теоретические основы стратегического менеджмента 0 0 6 6
Стратегический анализ (для предприятия банковской отрасли) 0 14 16 30
Эталонные стратегии организации банковской отрасли 0 0 6 6
Стратегии с учетом различных факторов 0 0 10 10
Стратегическая диверсификация 0 4 6 10
Реализация стратегии 0 0 8 8
Итого: 0 18 52 70
Итоговая аттестация (тест) зачёт 2
Итого: 72
  3.2 Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Стратегический менеджмент»  
п/п Наименование модуля, наименование темы занятия, самостоятельной работы Лекция/ вебинар (ак.ч.)   Практич. занятие/ вебинар(ак.ч.) Самост. работа (ак.ч.) Всего (ак.ч.)
Теоретические основы стратегического менеджмента 0 0 6 6
1.1. 1.Сущность и задачи стратегического менеджмента 1.1. Становление стратегического менеджмента 1.2.Стратегия организации. Стратегический менеджмент 0 0 2 2
1.2 2.Основные определения стратегического менеджмента 2.1.Подходы к определению стратегического менеджмента 2.2.Сравнение стратегического и оперативного менеджмента 0 0 2 2
1.3 3. Методологические основания и школы стратегического менеджмента 3.1.Модель стратегического менеджмента 3.2. Школы стратегического менеджмента 0 0 2 2
Стратегический анализ (для предприятия банковской отрасли). 0 14 16 30
2.1. Разработка стратегических целей организации банковской сферы 4.1.Формирование миссии и стратегического видения 4.2. Формулировка целей организации..................... 19 4.3.Разработка стратегии 0 0 2 2
2.2 5.Общий анализ факторов внешней среды 5.1.Понятие внешней среды организации 5.2.Анализ факторов внешней среды 0 0 2 2
2.3 6.Проблема неопределенности внешней среды 6.1.Анализ неопределенности организационной среды 6.2.Менеджмент в условиях неопределенности внешней среды 6.2.1.Внутренние стратегии 6.2.2.Внешние стратегии Практическая работа Выполнение PEST-анализа 0 4 2 6
2.4 7.Отраслевой анализ (банковская сфера) 7.1.Направления отраслевого анализа...................... 33 7.2.Основные экономические характеристики отрасли 7.3.Движущие силы конкуренции 7.4.Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе 7.5.Общая привлекательность отрасли 0 0 2 2
2.5 8.Конкурентный анализ (банковская сфера) 8.1.Формы и интенсивность конкуренции 8.2.Самые сильные и слабые конкуренты 8.3.Возможные действия конкурентов Практическая работа Построение карты стратегических конкурентов Построение многоугольника конкурентоспособности 0 6 2 8
2.6 9.Анализ стратегического потенциала организации банкоской сферы 9.1.Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации 9.2.Стратегическая значимость ключевых элементов организации 9.3.Этапы процесса оценки преимуществ и недостатков 9.4.Использование ресурсов 0 0 2 2
2.7 10.Анализ соответствия стратегии 10.1.Анализ эффективности существующей стратегии 10.2.SWOT-анализ 10.3.Стратегический анализ издержек 10.4.Оценка устойчивости конкурентной позиции 10.5.Анализ стратегических проблем Практическая работа Выполнение SWOT-анализа 0 4 2 6
2.8 11.Анализ групп влияния банковской сферы 11.1.Определение групп влияния 11.2.Типичные интересы основных групп влияния 11.3.Управление стейкхолдерами 0 0 2 2
3. Эталонные стратегии организации банковской отрасли. 0 0 6 6
3.1. 12.Стратегии конкуренции 12.1.Сущность стратегии конкуренции 12.2.Стратегия лидерства по издержкам 12.3.Стратегия широкой дифференциации 12.4.Стратегия оптимальных издержек 12.5.Сфокусированные стратегии 0 0 2 2
3.2 13.Стратегии внешнего роста 13.1.Виды стратегий внешнего роста 13.2.Стратегии диверсификации 13.3.Слияния и поглощения 13.4.Аутсорсинг 13.5.Преимущества стратегий внешнего роста 0 0 2 2
3.3 14.Стратегии наступления и обороны 14.1.Стратегии наступления 14.2.Выбор объекта атаки 14.3.Стратегии обороны 0 0 2 2
4. Стратегии с учетом различных факторов 0 0 10 10
4.1. 15.Стратегии в условиях глобализации конкурентной борьбы 15.1.Стратегии вхождения на внешние рынки 15.2.Способы достижения преимущества в международной конкуренции 0 0 2 2
4.2 16.Стратегии с учетом состояния банковской отрасли 16.1.Основные виды конкурентных условий отрасли 16.2.Стратегии конкуренции в формирующихся отраслях 16.3.Стратегии конкуренции на динамичных рынках 16.4.Стратегии конкуренции в зрелых отраслях 16.5.Стратегии конкуренции в застойных и стагнирующих отраслях 16.6.Стратегии конкуренции в сегментированных отраслях 0 0 2 2
4.3 17.Стратегии с учетом состояния организации 17.1.Основные виды конкурентных условий состояния организации 17.2.Стратегии компаний-лидеров отрасли 17.3.Стратегии компаний-преследователей 17.4.Стратегии слабых компаний 0 0 2 2
4.4 18.Антикризисные стратегии банковской отрасли 18.1.Разработка антикризисной стратегии организации 18.2.Анализ кризисной ситуации 18.2.1.Анализ причин спада 18.2.2.Выявление признаков спада в компании 18.2.3.Анализ факторов, определяющих выбор антикризисной стратегии 18.3.Стратегическое антикризисное планирование 18.4.Выбор антикризисной стратегии 0 0 2 2
4.5 19.Стратегический менеджмент в некоммерческих организациях 19.1.Особенности стратегического подхода в некоммерческих организациях 19.2.Определение некоммерческих организаций 19.3.Эффективность некоммерческих организаций 19.4.Финансирование некоммерческих организаций и проблемы разработки стратегии 19.5.Методы разработки стратегических альтернатив некоммерческих организаций 0 0 2 2
5. Стратегическая диверсификация 0 4 6 10
5.1. 20.Стратегии диверсифицированных компаний 20.1.Сущность диверсификации 20.2.Стратегии вхождения в новую отрасль 20.3.Стратегии диверсифицированной компании 0 0 2 2
5.2 21.Стратегический анализ диверсифицированной компании 21.1.Основные задачи стратегического анализа диверсифицированной компании 21.2.Анализ реализуемой стратегии 21.3.Анализ привлекательности отраслей 21.4.Анализ конкурентоспособности бизнес-единиц 21.5.Анализ стратегического положения бизнес-единиц Практическая работа Построение матрицы БКГ 0 4 2 6
5.3 22.Стратегии бизнес-единиц диверсифицированной компании 22.1.Этапы выбора стратегии диверсифицированной компании 22.2.Анализ стратегического соответствия 22.3.Анализ ресурсной базы 22.4.Определение приоритетности бизнес-единиц для размещения ресурсов 22.5.Разработка новых стратегических инициатив 0 0 2 2
6. Реализация стратегии 0 0 8 8
6.1 23.Оценка стратегии 23.1.Оценка стратегической логики вариантов 23.2.Анализ портфеля заказов 23.4.Анализ жизненного цикла 23.5.Бенчмаркинг 0 0 2 2
6.2 24.Выбор и осуществимость стратегии 24.1.Методы выбора стратегии 24.2.Оценка осуществимости стратегий 24.3.Критерии оценки стратегии 0 0 2 2
6.3 25.Анализ реализации стратегии 25.1.Анализ отдачи от стратегии 25.2.Необходимость построения информационных систем 25.3.Сбалансированная система показателей 25.3.1.Обследование и формализация стратегии 25.3.2.Создание стратегической карты 25.3.3.Показатели и алгоритм их расчета 25.3.4.Каскадирование сбалансированной системы показателей на подразделения 25.3.5.Определение инициатив 25.3.6.Сбалансированная система показателей в системе управления компании 25.4.Метод функционально-стоимостного анализа 0 0 2 2
6.4 26.Преодоление сопротивления стратегическим изменениям 26.1.Стратегии организационных изменений 26.2.Причины сопротивления изменениям 26.3.Реакция на сопротивление стратегическим изменениям 26.4.Методы преодоления сопротивления изменениям 0 0 2 2
Итого: 0 18 52 70
Итоговая работа (тестирование) 2
Итого: 72
3.3 Рабочая программа Модуль 1. Теоретические основы стратегического менеджмента Содержание занятия: Причина появления стратегического менеджмента. Становление стратегического менеджмента. Этапы развития стратегического менеджмента. Понятие стратегического управления организацией. Процессы в стратегическом менеджменте. Задачи стратегического управления. Понятие стратегии организации. Аспекты понятия «стратегия». Определения стратегического менеджмента в научной и методической литературе. Их содержание. Последовательность действий стратегического менеджмента. Параметры осуществления сравнения стратегического и оперативного менеджмента. Связь между оперативным и стратегическим менеджментом. Наиболее существенные отличия между оперативным и стратегическим менеджментом. Основные шаги стратегического менеджмента. Элементы, составляющие методологическое основание стратегического менеджмента. Преимущества, которые дает управленцам высшего звена знание стратегического менеджмента. Научные школы в стратегическом менеджменте.
  • Форма проведения занятия: самостоятельная работа слушателя (СРС), 6 академических часов.
  • Приобретаемые профессиональные компетенции: в результате обучения слушатель должен знать теоретические основы стратегического менеджмента;
  • Методические материалы: учебное пособие в MSWord.
  • Оборудование: компьютер.
  • Планируемые результаты: по завершении обучения на занятии слушатель приобретает представление об основных концептуальных подходах, применяемых при разработке стратегии.
Модуль 2. Стратегический анализ (для предприятия банковской отрасли). Содержание занятия: Понятие миссии организации. Стратегическое видение организации банковской отрасли. Разработка миссии и видения. Иерархия и взаимосвязь целей организации. Уровни в организации в зависимости от целей. Разработка стратегии в одноотраслевых и диверсифицированных компаниях. Внешняя среда организации. Элементы внешней среды. Анализ внешней среды организации. Факторы выделяемые при анализе внешней среды. Суть анализа факторов внешней среды организации. Понятие «неопределенности внешней среды». Неопределенность внешней среды и управление организацией. Измерение неопределенности внешней среды. Стратегии для снижения неопределенности внешней среды. Ключевые факторы, определяющие конкуренцию в отрасли. Исследование основных экономических характеристик отрасли. Движущие силы конкуренции, и как их определить для конкретной отрасли. Понятие «ключевых факторов успеха».  Общая привлекательность отрасли и конкуренция в ней. Факторы, влияющие на состояние конкуренции в отрасли. Определение конкурентного давления со стороны товаров-заменителей, поставщиков и покупателей. Вероятность появления новых конкурентов. Построение карту стратегических групп. Методы прогнозирования возможных действий конкурентов. Внутренний анализ организации. Компоненты (факторы) анализа. Стратегическая значимость ключевых элементов организации. Этапы процесса оценки преимуществ и недостатков. Анализ результативности и эффективности использования ресурсов. Анализ соответствия стратегии. Этапы анализа. Показатели, используемые при анализе эффективности существующей стратегии. SWOT-анализ. Оценка конкурентоспособности компании по ценам и издержкам. Оценка устойчивости конкурентной позиции компании. Анализ стратегических проблем организации. Понятие «стейкхолдеров». Группы влияния в стратегическом процессе. Учет интересов стейкхолдеров. Использование интересов групп влияния в стратегическом процессе. Управление стейкхолдерами.
  • Форма проведения занятия: самостоятельная работа слушателя (СРС), 16 академических часов, выполнение практического задания 14 академических часов.
  • Приобретаемые профессиональные компетенции: в результате обучения на занятии слушатель должен знать и уметь осуществлять на практике стратегический анализ организации, владеть методами осуществления PEST, SWOT анализа, построение карты стратегических конкурентов, конкурентного анализа
  • Методические материалы: учебное пособие в MSWord, пособия по выполнению PEST, SWOT анализа, построение карты стратегических конкурентов, конкурентного анализа в MSWord, примеры выполнения PEST, SWOT анализа, построение карты стратегических конкурентов, конкурентного анализа в MSWord, пример выполнения конкурентного анализа в MSExcel
  • Оборудование: компьютер.
  • Планируемые результаты: по завершении обучения на занятии слушатель должен уметь осуществлять на практике стратегический анализ организации, владеть методами осуществления PEST, SWOT анализа, строить карту стратегических конкурентов, выполнять конкурентный анализ и уметь интерпретировать полученные результаты.
Модуль 3. Эталонные стратегии организации банковской отрасли.
  • Содержание занятия:
Стратегии конкуренции Стратегия лидерства по издержкам. Основы лидерства по издержкам. Стратегии дифференциации. Направления дифференциации. Особенности сфокусированных стратегий. Реализация сфокусированных стратегий. Разновидности стратегий внешнего роста. Виды стратегий диверсификации. Стратегии интеграции. Критерии классификации стратегий интеграции. Стратегия аутсорсинга. Преимущества и недостатки стратегий внешнего роста. Процесс формирования и утраты конкурентного преимущества. Наступательные стратегии. Выбор объект атаки. Суть стратегий обороны. Оборонительные стратегии? Перекрытие возможных путей атаки. Способы демонстрации ответных действий.
  • Форма проведения занятия: самостоятельная работа слушателя (СРС), 6 академических часов.
  • Приобретаемые профессиональные компетенции: в результате обучения на занятии слушатель должен понимать значение конкурентных преимуществ организации, уметь вырабатывать предложения по формированию новых или использованию имеющихся конкурентных преимуществ.
  • Методические материалы: учебное пособие в MSWord.
  • Оборудование: компьютер.
  • Планируемые результаты: по завершении обучения на занятии слушатель умеет формировать мероприятия в рамках эталонных (общих) стратегий организации.
Модуль 4. Стратегии с учетом различных факторов.
  • Содержание занятия:
Причины выхода компаний на международный рынок. Стратегии выхода на международный рынок. Условия их реализации. Способы повышения преимущества в международной конкуренции. Факторы, учитываемые для определения состояния отрасли. Стратегии конкуренции в формирующихся отраслях. Стратегии конкуренции используют на динамично развивающихся рынках. Стратегии конкуренции в отраслях, находящихся в стадии зрелости. Стратегии, применяемые в отраслях, находящихся в состоянии застоя или спада. Стратегии для сегментированных отраслей. Факторы, которые необходимо учитывать для определения состояния организации. Стратегии, применяемые компаниями-лидерами отрасли. Действия предпринимаемые компаниями-лидерами отрасли. Стратегии компаний-преследователей лидера. Преимущества компаний-преследователей при достижении стратегических целей. Стратегии, эффективные для слабых компаний. Этапы разработки антикризисной стратегии. Особенности стратегического анализа внешней среды в период спада. Причины и признаки кризиса в организации. Анализ факторов, определяющих выбор антикризисной стратегии. Особенности стратегического планирования в период кризиса. Маркетинговые стратегии наиболее распространенные в антикризисном управлении. Особенности стратегического управления некоммерческими организациями. Специфика некоммерческих организаций. Отличие некоммерческие организации от коммерческих. Оценка результативности некоммерческой организации. Разработка стратегии некоммерческих организаций. Определение стратегических альтернатив в некоммерческих организациях
  • Форма проведения занятия: самостоятельная работа слушателя (СРС), 10 академических часов.
  • Приобретаемые профессиональные компетенции: в результате обучения на занятии слушатель должен понимать влияние различных факторов на формирование стратегии организации, уметь вырабатывать предложения по формированию стратегий с использованием выявленных внутренних или внешних факторов.
  • Методические материалы: учебное пособие в MSWord.
  • Оборудование: компьютер.
  • Планируемые результаты: по завершении обучения на занятии слушатель умеет формировать мероприятия в рамках стратегий организации, основанных на различных факторах.
Модуль 5. Стратегическая диверсификация.
  • Содержание занятия:
Необходимость диверсификации бизнеса. Критерии вхождения в ту или иную отрасль. Стратегии вхождения в новую отрасль. Стратегии диверсифицированных компаний Основные задачи стратегического анализа диверсифицированной компании. Особенности при проведении анализа реализуемой стратегии. Анализ и сопоставление отраслей, в которых работает диверсифицированная компания. Определение конкурентоспособности бизнес-единиц. Способы определения стратегического положения бизнес-единиц диверсифицированной компании. Процесс выбора стратегий для бизнес-единиц диверсифицированной компании. Анализ стратегического соответствия бизнес-единиц организации. Методы применяемые для анализа ресурсной базы диверсифицированной компании. Определение приоритетов при размещении ресурсов в ту или иную бизнес-единицу. Руководство при определении стратегических инициатив с целью повышения общей эффективности диверсифицированной компании
  • Форма проведения занятия: самостоятельная работа слушателя (СРС), 6 академических часов, выполнение практического задания 4 академических часа.
  • Приобретаемые профессиональные компетенции: в результате обучения на занятии слушатель должен различать различные виды диверсификации, уметь применять методы портфельного анализа для разработки стратегии.
  • Методические материалы: учебное пособие в MSWord, пособие по построению матрицы БКГ в MSWord, пример построения и интерпретации матрицы БКГ в MSWord , пример построения матрицы БКГ в MSExcel.
  • Оборудование: компьютер.
  • Планируемые результаты: по завершении обучения на занятии слушатель умеет строить матрицу БКГ, формулировать на ее основании мероприятия по формированию стратегии организации.
Модуль 6. Реализация стратегии.
  • Содержание занятия:
Существующие схемы оценки стратегии. Использование матрицы BCG для оценки стратегии. Использование матрицы Мак-Кинси при оценке стратегической логики вариантов. Использование метода анализа жизненного цикла. Возможности использования для оценки стратегии метода бенчмаркинга. Методы выбора стратегии. Основные и дополнительные критерии правильности выбора стратегии. Оценка осуществимости стратегии. Элементы составляющие эффективную систему оценки стратегии. Критерии оценки как при выборе, так и при реализации стратегии. Анализ отдачи от стратегии. Построение информационных систем в процессе стратегического контроля. Система сбалансированных показателей. Построение сбалансированной системы показателей. Метод функционально-стоимостного анализа. Причины сопротивления стратегическим изменениям. Выбор методов преодоления сопротивления изменениям. Формы сопротивления стратегическим изменениям на различных организационных уровнях. Методы, применяемые для преодоления сопротивления изменениям.
  • Форма проведения занятия: самостоятельная работа слушателя (СРС), 8 академических часов.
  • Приобретаемые профессиональные компетенции: в результате обучения на занятии слушатель должен уметь находить реализуемые пути осуществление стратегии, предвидеть и уметь противодействовать сопротивлению изменениям при ее применении
  • Методические материалы: учебное пособие в MSWord.
  • Оборудование: компьютер.
  • Планируемые результаты: по завершении обучения на занятии слушатель умеет предвидеть трудности на пути реализации стратегии организации
  1. Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы необходим компьютер с доступом в интернет, а также с установленным пакетом MS Office и программами для чтения pdf файлов.
  1. Учебно-методическое обеспечение программы
Модуль 1. учебное пособие  в MSWord. Модуль 2. учебное пособие  в MSWord, пособия по выполнению PEST, SWOT анализа, построение карты стратегических конкурентов, конкурентного анализа в MSWord, примеры выполнения PEST, SWOT анализа, построение карты стратегических конкурентов, конкурентного анализа в MSWord, пример выполнения конкурентного анализа в MSExcel. Модуль 3. учебное пособие  в MSWord. Модуль 4. учебное пособие  в MSWord Модуль 5. учебное пособие  в MSWord, пособие по построению матрицы БКГ в MSWord, пример построения и интерпретации матрицы БКГ в MSWord , пример построения матрицы БКГ в MSExcel. Модуль 6. учебное пособие  в MSWord.
  1. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы осуществляется в виде прохождения итогового тестирования на основе системы зачет/незачет по всей программе.
  1. Составители программы
Горбачев Дмитрий Николаевич – кандидат политических наук, доцент.
+
Оставить заявку