Применение новых технологий обучения. Смешанное обучение.

Тема микширования видов обучения с применением самых разнообразных видов технологий обучения сегодня, с нашей точки зрения, является актуальной для тех компаний и работодателей, которые заинтересованы в реальном повышении профессионального уровня своих сотрудников. Под этим мы подразумеваем не просто получение необходимого в личном деле документа об образовании, как требование к соответствию занимаемой должности, а обеспечение процесса жизнедеятельности компании высококвалифицированными кадрами, мотивированными на повышение профессиональных компетенций.

Глобальные изменения в образовательном законодательстве, которые произошли в 2013 году, позволили, наконец-то, придать статус легальности и востребованности дистанционному образованию. Положили начало снятию штампа «формально» с технологий, позволяющих организовать общение с преподавателем удаленно. Теперь термины «дистанционная форма, вебинар, он-лайн консультирование» перестали вызывать усмешку у столпов дополнительного профессионального образования, использующих только традиционные методы обучения.

Механизм смешивания различных технологий, с учетом нашего опыта, показал, что универсальной формы (определенное количество часов в аудитории, количество материала на портале, набор вопросов и задач для итоговой аттестации-экзамена) на сегодня не существует. Но существует основной принцип, позволяющий вырабатывать форму обучения и виды занятий, удобные и ориентированные непосредственно под конкретного заказчика.

Таким алгоритмом мы считаем выстраивание работы с заказчиком по схеме:

— цель (задача) прохождения обучения, индивидуальные требования заказчика-работодателя к результатам обучения;

— определение базового учебного плана;

— выделение наиболее интересующих тем в вопросе;

— определение базового уровня подготовки группы и потребностей в глубине раскрытия материала;

— определение возможного режима отрыва от работы и комфортного расписания занятий, с учетом потребности в практических занятиях;

— возможность организации занятий на территории заказчика.

При этом решение поставленных задач обеспечивается не только актуальной материально-технической базой, позволяющей применять новые технологии обучения, но и квалифицированным менеджментом, а также штатом профессиональных преподавателей. Преподавательский стаж, в данной ситуации играет важную, но не главенствующую роль, практика – это главный аспект. Практикующий специалист способен объяснить практическое применение новых технологий, указать на все плюсы и минусы меняющихся нормативных и технических требований. Теорию же проще предложить в рамках изучения лекционного материала на портале обучения.

Так как профильность нашего института — строительная отрасль, то смешанную форму обучения мы используем, в первую очередь, по направлению обучения в сфере строительства, проектирования, изысканий. Опыт показал, что смешанная форма обучения, включающая аудиторные занятия/вебинары/семинары + дистанционное самостоятельное изучение материала, является наиболее эффективной при предложении формата повышения квалификации для сотрудников, не имеющих возможности надолго отрываться от работы. Мало того, к началу аудиторных занятий с преподавателями слушатели уже «освежили» свои знания теоретическим курсом лекций, выложенных на портале обучения и доступным для них в режиме дистанционного обучения. Таким образом, вопросы к преподавателю поступают уже более конкретными, по той проблематике, с которой не смогли разобраться самостоятельно при работе на портале Института. Количество аудиторных занятий, при этом, может быть определено с учетом заранее поступающих вопросов для рассмотрения с преподавателем.

Исходя из вышесказанного определяется первая сложность при организации учебного процесса: подбор преподавательского состава.

Мы понимаем, что практические специалисты в процессе своей деятельности становятся более узконаправленными, и то, что благоприятно влияет на качество раскрытия материала по конкретной тематике, приводит к необходимости привлечения достаточно большого круга преподавателей, для которых эта деятельность является неосновной, что осложняет процесс утверждения расписания занятий.

Второй аспект, обычно, связан с тем, что заказчик не всегда изначально грамотно формулирует цель и задачу обучения, не оценивает возможность и необходимость анализа итогов обучения и сдачи экзамена, что также может привести к замене преподавателей уже на этапе начала обучения.

В этом случае, мы предлагаем применять модульную систему структурирования учебного материала, и, при определении учебного плана, буквально «собирать» конкретный курс по интересующим заказчика модулям. Именно изменение порядка лицензирования деятельности по реализации программ дополнительного профессионального образования позволило широко применять этот метод. Речь идет об исключении жесткого перечисления наименования учебных программ в Приложении к образовательной лицензии, что позволяет видоизменять курс, в зависимости от «набора» образовательных модулей. Но тут за внешней простотой кроется еще один нюанс, все эти алгоритмы подготовки модульной программы обучения, способы оценки эффективности результатов бучения, форм проверки знаний на выходе и прочие методы внутренней и внешней оценки образовательного процесса, должны быть разработаны и утверждены образовательной организацией во внутренней нормативной документации. И это будет основным критерием при прохождении проверки лицензионных требований. Как известно расширение свобод и возможность самоопределения увеличивает требования к качеству организации процесса, а также ответственность за ошибки и недочеты.

Тем более важным становится контроль качества реализации обучения уже по утвержденному курсу и расписанию.

Начиная с необходимости изучать материал самостоятельно. Слушатели не всегда внимательно изучают теоретический курс на портале обучения, считая, что на практике теоретические знания, даже обновленные с учетом изменения нормативных и законодательных требований, не будут им полезны. Таким образом, преподавателю, обладающему ценной практической информацией приходится объяснять забытые азы теории.

Затем вопросы посещения аудиторных занятий или присутствия на вебинарах. Эти задачи мы ставим и перед заказчиком-работодателем, когда стараемся организовать обучение на его территории. Дисциплина посещаемости и усердие обеспечены. При этом, ответственные за обучение руководители могут в любой момент оперативно внести предложения и пожелания к рассматриваемым вопросам, дополнить тематику (но уже в рамках утвержденной программы), что тоже немаловажно для результатов обучения в итоге.

Если обратить внимание на все вышеназванные позиции организации работы по обучению, то прослеживается тенденция ориентированности на заказчиков-работодателей одной компании/группы компаний или холдинга.

Отсюда и еще важный аспект — разнородность группы при конкретном направлении обучения (разная специфика, узконаправленность видов работ и т.п.). Смешанная форма обучения, которую разрабатывает и предлагает сегодня наш Институт, ориентирована, прежде всего, на единого корпоративного заказчика. Совершенно иная ситуация происходит с заказчиками – физическими лицами. При проведении аудиторных занятий для разнонаправленной группы, сформированной на дату начала обучения по программе, набор поступающих вопросов затрагивает слишком широкий спектр практической деятельности. Общим вопросам в ходе обучения уделяется большее время, что, с нашей точки зрения, не самым лучшим образом влияет на именно изучение новаций и обсуждение практического применения конкретных знаний. Дополнительно снижается вариативность возможных к использованию форм подачи материала, а также, что важно, теряется «обратная связь» с группой, не связанной между собой профессиональными интересами. Все вышеперечисленное требует особо внимательного подхода к принципам формирования групп, на первый взгляд, однородных по наименованию и направлению программы обучения, но, фактически, требующих привлечения преподавателей-практиков по смежным специальностям.

В заключении хочется отметить, что смешанная форма образовательного процесса, с нашей точки зрения, является наиболее прогрессивной и эффективной в решении задач повышения уровня компетенций сотрудников. И, прежде всего, при организации корпоративного обучения, позволяющем использовать все преимущества данной формы.