На пути к инновационному образованию в строительстве

Статья опубликована в журнале «Балтийский  Горизонт»  №2(6)

Инновации сегодня — это не прихоть, а средство необходимое для выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания любой компании, вне зависимости от ее отраслевой принадлежности.

Квалификация — конкурентное преимущество

Строительная отрасль, являясь одной из важнейших составляющих формирования экономики любого региона, реагирует на необходимость внедрения инноваций одной их первых. В условиях динамично развивающегося рынка строительная организация вырабатывает стратегии получения устойчивого успеха, конкурентных преимуществ, прогрессивного инновационного развития в долгосрочной перспективе.

Институт Современного Строительства, созданный по инициативе крупных строительных компаний нашего региона, постоянно находится в контакте с крупными представителями отрасли. Эти компании являются потребителями и определяют критерии качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации наших слушателей. Зачастую мы слышим от строителей, что через пять-семь лет в отрасли сможет выжить тот, кто предложит объекты максимального качества за разумные деньги. Достичь этого без внедрения глобальных инновационных решений и перевода отрасли на новые рельсы очень сложно из-за ее энерго- и капиталоемкости. Будущее за материалами, имеющими минимальное энергопотребление при производстве, минимальную себестоимость и максимальную эффективность при расходовании. В числе инноваций все более востребованы разработки, способствующие повышению энергоэффективности.

Энергоаудит на практике

Одним из развивающихся образовательных направлений деятельности нашего института является дополнительное образование в области энергетических обследований. Реализация программ данного направления проводится нами после отмены Приказа Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 года № 148, произошедшей в апреле этого года (Приказ Минэнерго РФ № 155 от 27.04.2011 года). Речь идет о списке вузов, которые были рекомендованы как базовые учебные центры реализации указанных программ образования, но зачастую позиционировались единственно возможными для обучения, что значительно сокращало возможности слушателей по выбору мест обучения, видов, форм образования и сроков его прохождения. Также вышеуказанный приказ устанавливал требования к содержанию профильных образовательных программ. Тем не менее по результатам консультаций с представителями Минэнерго РФ и учитывая то, что одной из функций данного государственного органа является контроль подготовки и обучения специалистов в области энергетического обследования, при разработке образовательных программ данные требования к программам образования были учтены нами как базовые.

Принимая во внимание тот факт, что темпы формирования нормативно-правовой базы, регламентов и методик проведения энергетических обследований, подготовки энергетических паспортов и процедуры передачи их в Минэнерго России пока достаточно невысокие, наш институт определил базовым принципом формирования образовательных программ по энергоаудиту и энергоэффективности практический опыт специалистов в области энергообследования.

Практический опыт профессионалов отрасли мы активно используем при разработке образовательных программ всех направлений обучения нашего института. Одновременно проводится активное сотрудничество с саморегулируемыми организациями в строительстве, которые, по нашему мнению, являются базой для выработки профессиональных стандартов и определения критериев качества выполнения строительных работ. В рамках такого сотрудничества институт актуализирует и совершенствует учебные программы в соответствии с потребностями рынка и требованиями действующего законодательства, а также с учетом требований и правил саморегулирования. Ведь наша общая цель в конечном счете — обеспечение безопасности строительства и повышение качества строительства объектов.

Нововведениями надо управлять

С учетом требований рынка и ожиданий строительной отрасли производители выводят на рынок новые технологии и материалы. Во многом разработки, позиционируемые на рынке как инновации, используют опыт зарубежных предприятий, адаптируя западные технологии, или представляют улучшенные и доработанные версии применяемых решений. Успех внедрения нововведений во многом зависит от системы управления, применяющейся на предприятии. Сегодня руководителю для успешного управления бизнесом необходимо совершенствование менеджмента управления инновациями и приведение его к уровню, сравнимому с международным. Повышение инновационной грамотности возможно через консалтинговые услуги, образовательные системы подготовки менеджеров, семинары и выставки.

В этом направлении Институт Cовременного Cтроительства предлагает всем желающим принять участие в тематических семинарах, регулярно организуемых на нашей учебной базе. В рамках семинаров на практических примерах, в том числе и на действующих объектах, рассматриваются различные этапы выполнения работ. В отличие от программ повышения квалификации в строительстве и в силу небольшого объема времени семинар предлагается нами как практическое занятие, обмен опытом между специалистами, возможность задать практический вопрос и тут же получить ответ на него с учетом реального применения норматива и технологии на практике. Проведение замеров и расчетов непосредственно на объекте обследования позволяет на практике ознакомиться с новыми приборами, методиками и регламентами, узнать об особенностях процесса методом непосредственного принятия участия в нем. Организация практических семинаров, с нашей точки зрения, — это возможность не только накопить информационный материал для актуализации образовательных программ и формирования практической составляющей учебного процесса, но и подготовить разнообразные учебно-тематические планы, позволяющие дать максимум необходимой информации не только тем, кто уже работает в отрасли, но и специалистам, которые начинают свою профессиональную деятельность.

Проведем аттестацию

На сегодняшний день успешно завершена работа по организации на базе Института Cовременного Cтроительства проведения профессиональной аттестации строителей, проектировщиков и изыскателей. Требования об обязательном проведении аттестации работников строительного комплекса установлены ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ. Итогом многомесячного труда объединенной группы специалистов стал программно-тестирующий комплекс для аттестации по направлениям: инженерные изыскания, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт. Аттестация проводится по видам работ согласно Приказу Минрегионразвития № 624 от 30.12.2009 года.

В целом, мне кажется, для активизации инновационной деятельности предприятий обязательно не только понимание строительными компаниями необходимости этого процесса, но и наличие механизма управления инновационной деятельностью, адекватного требованиям рыночной экономики. Причем не обязательно создание долгосрочных федеральных инновационных программ, достаточно четко сформулированной стратегии развития инновационной деятельности на уровне страны, региона, отрасли, предприятия. При этом уровень профессиональной подготовки кадров должен быть одним из определяющих условий инновационного развития.

Ректор Института Современного Строительства

Ткачев Илья Геннадьевич